Назад Вперед Оглавление

Заключение

Заключение.

В соответствии с поставленными в дипломном сочинении задачами и исходя из анализа конкретных произведений, тематически объединенных по единому критерию, в заключение работы необходимо сделать следующие выводы.

Во всех четырех произведениях присутствует мотив путешествия. Объектом внимания и поводом к разговору выступает конкретный город. «Fondamenta degli incurabili» - Венеция, «Путешествие в Стамбул» - Стамбул, «Посвящается позвоночнику» - Рио. Исключением является «Место не хуже любого», в котором находит отображение город, не реально существующий, а созданный памятью путешественника. Это позволяет выделить эту группу произведений из всего прозаического наследия Иосифа Бродского.

Анализ текстов позволил выявить особенности построения произведений. Для них характерно:

В прозе, таким образом, находит воплощение один из принципов поэтического сознания - фрагментарность, результатом которой является конденсированная фраза. Единство в прозаическом произведении достигается и держится благодаря энергии монолога. Такому принципу единства способствует цель: «выразить мироощущение посредством языка». Цель, находя воплощение в прозе, задает особое наполнение, лирическое по сути. Становится важным не то, «как составные части организованы, а то, что за чем следует». Благодаря этому возникает кумулятивный эффект и особый лирический способ членения. В некоторых случаях высокая конденсированность достигает такого уровня, что исследователи находят возможным проводить сопоставление прозы И. Бродского со стихотворными текстами.

Заданные в единой системе координат поэтического творчества, в прозаических текстах четко выражены категории пространства и времени. Степень их присутствия в текстах, их столкновение определяет ритмическую организацию. Время, имеющее высокое активное начало, в большей степени находит выражение в «Fondamenta degli incurabili», что дает произведению ритмическую насыщенность и плотность, в отличие от «Путешествия в Стамбул», где доминирующую роль получает пространство. В ходе детального анализа текстов была осуществлена попытка выявить способы передачи в произведениях: времени, пространства и автора в их трансформации и соотношении. Результаты были сведены в таблицу (см. Приложение ╪3). Этот способ, один из возможных для выяснения своеобразия произведений, дал следующие результаты. Он показал, что рассматриваемые категории в каждом из трех текстов обладают различной степенью выраженности.

Венеция: замкнутое пространство (бар, пансион, комната, дом, кабинет, контора) пассивно, обретает в некоторых случаях драматическую внутреннюю активность (портрет, подводное пространство, дома - внутренность рыбы), стремится к разомкнутости (ступени, мост), к тому, чтобы расширить свои границы (рай, сон, фильм, вселенная, кровать) в том числе за счет перехода (зеркало, анфилада, галерея, лабиринт, порог церкви), однако расширение это всегда иллюзорно и связано с оптическими законами. В итоге, как бы пространство ни стремилось выйти за свои пределы, направление его центростремительно (иногда благодаря свету), вода и туман трансформируют его границы, пространству ничего не остается как принимать форму воды (архитектура), обретая черты водного мира, и таким образом выйти за собственные пределы, но тогда изменится его качество. Время. Вода - точный синоним времени присутствует в избытке (время выходит из воды). Временной вектор по преимуществу направлен в прошлое, где есть прошлое личностное (получает выражение в конкретных датах; время пребывания в городе - повторяемость сна (сон: активизирует время, изменяет пространство); время прошлого воплощения: в России; время фильма: воображаемое, конкретизировано временем года), но в большей степени внеличностное. Далекое прошлое: наложение временных пластов (в палаццо; Босфор накрыл Адриатику; неделя Вивальди); время суток (утро, полдень, вечер, сумерки, ночь), где ночь вскрывает мифологическую структуру времени, рождает "воспоминания о хордовых предках"; время, когда Дух Божий носился над водою. Именно вода, сохраняя отражения, может составить по принципу коллажа лучшую версию будущего. Пыль - синоним времени небытия. Оно вступает в силу там, где пыль проникает в суть предметов и время принимает их форму (галерея пустых комнат).

Стамбул. Пространство обратно тому, что наблюдалось в Венеции, оно центробежно (крест указывает направления движения, перенос столицы - расширяет границы империи, цивилизации движутся на Север в меридианном направлении, кочевники - на Юг в широтном). Время человеческой жизни - пыль - не в силах преодолеть пространство, оторваться от земли, трансформируясь в грязь, растекается в разные стороны. Время, благодаря принципу линейности, занято детальной разработкой будущего. В Стамбуле есть лишь время прошлого, время будущего ушло на Север. На Востоке - отсутствие понимания времени, как индивидуалистического опыта, что характерно для Запада. Время прошлого исторично, конкретизировано в датах. Личностное время прошлое (в меньшей степени: глава 32), настоящее (в большей степени: день в Стамбуле, вечер в Суньоне), воображаемое (возможно за пределами Стамбула: Афины - вечность). Рио. Кажется, что пространство и время в своей противоположности не обретают остроту, характерную для двух других случаев. Время воспоминаний, выражено неделей, днями, часами. Обращено в прошлое, где память производит процесс восстановления реально происшедшего. Пространство получает изображение с разных точек зрения, это не улица с односторонним движением (Стамбул) и не внепространственный вариант рая (Венеция). Бред и реальность уравновешенны (зеркало, конгресс / природа, пляж, красота).

Произведения автобиографичны. Посещение другого города является лишь поводом сказать о том, что представляет более высокий интерес. Объекты внимания являются своеобразным толчком, переводящим разговор на другой уровень. Вектор движения прозаического повествования направляется в верх, порождая кристаллообразный эффект развития мысли. Повествование следует не за объектами действительности, а тот или иной предмет наполняется автобиографическим чувством.

Читатель имеет дело с тем, что трансформировало и отфильтровало поэтическое мышление. Проза демонстрирует тот интеллектуальный путь, которым всегда ведет поэзия.

Итак, анализ прозаических произведений позволил убедиться, что высокая ритмичность, конденсированность, фрагментарность, кристаллообразный рост мысли являются качествами, характерными для прозы И. Бродского. Для того чтобы определить в какой степени эти качества являются элементами жанрового образования, необходимо рассмотреть прозу М. Цветаевой и О. Мандельштама, расширив объект анализа.